Современные картины маслом

Если вы хотите купить картину для интерьера или уже ее приобрели, то обязательно познакомьтесь с историей масляной живописи. Небольшой экскурс в прошлое станет основой для бесконечных бесед об искусстве с теми, кто заглянет к вам на вечерний чай или бокал вина.

История фламандского художника

Разговор о зарождении жанра неизменно сводится к имени Яна ван Эйка. Его кисти принадлежит известная и загадочная работа «Портрет четы Арнольфини», которая по сути является первым парным портретом. Но творчество ван Эйка примечательно не только реалистичными, завораживающими картинами. Считается, что с его легкой руки масло вошло в обиход других художников.

Что заставило живописца смешать масло с пигментом? Легенда гласит, что ван Эйк был разочарован появлением трещин на полотне, написанном темперой (краска на основе яичного желтка) и покрытом маслом. И тогда он стал экспериментировать с составом красок. В результате Ян смешал льняное масло со скипидаром и пигментом – новая краска, которая не тускнеет и не трескается, была изобретена.

Ян ван Эйк писал свои произведения в начале XV века. Именно с этого времени масляная живопись начинает распространяться по Европе. Но есть в этой истории еще одно имя. Это Хуберт ван Эйк, брат Яна. Некоторые искусствоведы считают, что разработка нового связующего на основе растительных масел принадлежит Хуберту. Как дело обстояло на самом деле, пока никто не знает. Некоторые ученые сомневаются: а существовал ли Хуберт на самом деле.

Это интересно. В эпоху Возрождения художники писали картины на деревянных панелях. Холст стали использовать в XVI веке, а широкое распространение он получил лишь в XVIII веке.

Где искать настоящие истоки?

Братья ван Эйки не первые в масляном искусстве. Это доказала группа японских ученых, которые провели анализ наскальных рисунков в бамианских пещерах на территории Афганистана. Используя различные методы, они выявили в составе образцов красок масло. Предположительно оно было выделено из грецких орехов или семян мака.

Получается, примитивная масляная живопись существовала уже в VII веке. Именно тогда были созданы рисунки в пещерах Бамиана. Хотя некоторые исследователи, в частности Яап Боон (Нидерланды), предупреждает: выводы делать рано. Нужны дальнейшие исследования. Но вернемся вновь в эпоху Возрождения.

Любовь итальянских художников

Масляные краски показали себя с лучшей стороны. Живописцы времен Ренессанса оценили это, но не сразу. Расстаться с темперой навсегда никто не решался. Мастера использовали обе краски. Особенно ярко это проявилось в творчестве Джованни Беллини. Подмалевок или эскиз он выполнял темперой, а дорабатывал рисунок маслом.

Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и другие великие живописцы того времени постепенно меняли свои предпочтения в пользу масляных красок. Благодаря этому на свет появлялись удивительные и завораживающие картины. Новый изобразительный материал помогал мастерам придать изображению реалистичность и живость. Достаточно взглянуть на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля или «Мону Лизу» да Винчи.

Кстати, Леонардо придумал технику сфумато – очень мелкие мазки, создающие эффект дымки. Это возможно только в масляной живописи. Новые возможности, которые открыло перед художниками масло, и определили его популярность.

Главными темами в написании картин того времени были религиозные и мифологические события. Живописцы предпочитали рисовать портреты и изображения людей, в том числе и знатных персон. Так, в 1905 году Рафаэль создал портрет Бальдассере Кастильоне, представителя знати. Сам Бальдассере был впечатлен натурализмом полотна. Ощущение присутствия человека до сих пор не оставляет в покое, когда смотришь на этот холст.

Это интересно. Практически у каждого художника эпохи Ренессанса был свой способ изготовления масляных красок. Так, Тициан за основу брал маковое масло, как и Рубенс, а Дюрер – ореховое. Не стоит думать, что великие творцы день и ночь занимались созданием красок. Эту работу обычно выполняли подмастерья. Подобный момент запечатлен на картине «Мастерская» Адриана ван Остаде.

О, времена! О, нравы!

XIX век стал поворотным в истории масляной живописи. Классические техники перестали вдохновлять художников. Вокруг витал дух свободы – зарождалось новое направление в изобразительном искусстве. Импрессионизм. Сначала жанр поглотил Францию, свою родину, а затем его очарованию и экспрессии уступила и вся Европа.

Знаковая картина того времени – «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Она была представлена на первой выставке импрессионизма, которая прошла в 1874 году. Техника нанесения мазков, цветовая гамма кардинально отличаются от работ живописцев ушедших эпох. Импрессионизм – это попытка запечатлеть мгновение, а для этого неважны мелкие детали. Главное – эмоции. При этом темой для картины мог послужить банальный стог стена или пруд, заросший кувшинками.

Это интересно. Французский живописец Пьер Ренуар, стоявший у истоков импрессионизма, заявил, что в зарождении этого жанра определенную роль сыграли краски в тюбиках. Их изобретение сделало художников свободнее. Ведь исчезала необходимость постоянно находиться в мастерской, где и делали замес красок. Чтобы создать легкий, невесомый пейзаж в условиях пленэра, достаточно было взять с собой тюбики с необходимыми оттенками.

Появлению тюбиков живописцы обязаны Джону Гоффу Рэнду, американскому портретисту. Он придумал хранить заготовленные краски в металлических трубках с закручивающимся колпачком. Свое изобретение Рэнд запатентовал в 1841 году, чем и вошел в историю живописи, кроме портретов, конечно.

Кубические причуды

В 1907 году Пабло Пикассо представил на суд публике картину «Авиньонские девицы». Пять девушек, чьи тела были изображены с помощью геометрических фигур, ознаменовали появление нового жанра в визуальном искусстве – кубизм.

Оригинальное направление настолько увлекло художников, что в 1908 году в парижском Монмартре была организована группа живописцев. Они любили собираться в «Бато-Лавуар», общежитии, где снимал жилище Пикассо.

Кубизм вышел за рамки, созданные в эпоху Возрождения. Картины, написанные в этом стиле отличаются нереальностью изображения. Все предметы, включая фигуры людей, выглядят незамысловато и просто. Линии нарочито грубые, резкие. Весь мир, который художники прошлых лет пытались изобразить объемным, стал плоским в глазах кубистов.

Как отнеслась публика к появлению авангардного, смелого жанра? Критически. Кубисты выслушали немало насмешек и нелестных отзывов в адрес своего творчества. Но это не мешало им творить и удивлять окружающих своим видением мира.

Кстати, термин «кубизм» вошел в обиход благодаря французскому художественному критику Луи Вокселю. Высказывая свое отношение о картинах Жоржа Брака, он употребил словосочетание «кубические причуды». Это и послужило источником для названия стиля.

Конец кубизма пришел с началом Первой мировой войны, в 1914 году. Многие художники, входившие в группу, были мобилизованы. Но Пабло Пикассо этой участи избежал. Пока другие воевали, он продолжал писать картины маслом. После завершения войны, кубисты больше не собирались. Несмотря на это, их творческая энергетика навсегда осталась в изобразительном мире.

Рождение искусства будущего

Начало XIX века в развитии масляной живописи можно охарактеризовать постоянным поиском новых форм самовыражения. Так, вслед за кубизмом на сцену выходит футуризм. Глядя на работу«Бульвар» Джино Северини, яркого представителя жанра, невольно прослеживаешь связь с творчеством Пикассо и Брака.

Та же геометрия и графичность, те же прямые и резкие мазки. В чем тогда художники видели свое отличие? В изображении новой, будущей жизни.

Примечательно, что футуризм – это детище итальянского поэта Филиппа Томмазо Маринетти. Он объединил литераторов и художников, стремящихся привнести в искусство нечто необычное. Новые правила, в которых заключалась суть движения, легли в основу манифеста. В нем последователи объявили конец искусства прошлого и рождение будущего. В марте 1910 года даже был провозглашен манифест футуристических художников, а буквально через месяц – манифест техник футуристической живописи.

Чтобы оценить нетривиальность работ футуристов, достаточно взглянуть на полотно Карло Карра «Женщина у окна». Не зная названия этого холста, сложно догадаться, что перед вами портрет прекрасной особы. В этом и заключается особенность жанра, век которого закончился очень быстро.

Вслед за футуризмом рождается дадаизм. В названии этого направления слышатся религиозные нотки, но никакой связи с религией вы не найдете. Название возникло спонтанно, когда поэт Хуго Балль и художник Рихард Хюльзенбек пытались дать имя группе живописцев в Германии. Слово «дада» было подсмотрено ими в немецко-французском словаре.

Чем занимались дадаисты? Писали картины под руководством бессильной ярости, которая возникла как реакция на войну. Поэтому полотна не отличаются эстетикой и привлекательностью. Скорее наоборот, они отталкивают. Несмотря на это, дадаизм был нужен изобразительному искусству. Без него мы бы не увидели эффектных картин маслом, написанных сюрреалистами.

Слияние реального и нереального

Никаких запретов и ограничений: картины сюрреалистов выглядят авангардно, смело и интригующе. Достаточно вспомнить «Постоянство времени» Сальвадора Дали, чтобы понять всю суть этого творческого течения. Кстати, на развитие движения оказал влияние психоанализ Зигмунда Фрейда, в частности его подход к анализу сновидений. Неудивительно, что полотна напоминают нереальные сны.
Чтобы добиться сходства со сном, художники использовали разные техники. Нанесение краски большой щеткой, использование в качестве подложки неровной поверхности, соскабливание, а также нанесение изображения отдельными каплями – вот небольшой список приемов, которыми пользовались сюрреалисты.

Новый виток в развитии масляной живописи

Это, безусловно, абстракционизм. Считается, что ее основателем является русский художник Василий Кандинский. Главная идея – отказ от изображения реального мира. Через яркие цветовые пятна, различные линии и фигуры, живописцы пытаются передать эмоции и смысл человеческого существования. Этим и завораживают холсты, написанные в жанре абстракционизма. Пример работы – «Несколько кругов» Кандинского.

Реалии современного мира

Что происходит с масляной живописью сейчас? Она продолжает развиваться. Появляются новые направления, впечатляющие красотой, выразительностью и талантом авторов. Чего стоит гиперреализм, стирающий границы между картиной и фотографией. Эффектная игра света и тени, искусно подобранная палитра создают впечатление, кто перед вами находится фото, а не холст, написанный маслом.

Не ограничивают художники себя и в изобразительных инструментах. Привычную кисть давно заменил мастихин, небольшая металлическая лопатка. Благодаря ему мазки приобретают резкость, а законченный арт-объект – характер.

Практически каждый этап в развитии масляной живописи прослеживается в ассортименте нашего интернет-магазина. Здесь вы найдете и картины, написанные в жанре реализма и импрессионизма, репродукции известных полотен, а также холсты, выполненные мастихином. Смотрите, наслаждайтесь и выбирайте лучшие арт-объекты для декора своего дома.

2019-11-06 Современные картины маслом