Самой дорогой картиной считается «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. В 2017 году полотно ушло с молотка за 450 млн долларов. Живопись приобрел наследный принц саудовской Аравии. Но всего за 59 лет до этого события шедевр великого миланца стоил 45 фунтов стерлингов. Почему только спустя чуть больше полувека картина приобрела такую ценность среди коллекционеров? Попробуем ответить на этот вопрос и осветить несколько тайн, связанных с этой работой.
Впервые громко обсуждать «Спасителя мира» или «Сальватора Мунди» да Винчи стали в 2011 году. До этого картина находилась в США и числилась работой ученика великого живописца. Именно поэтому в 1958 году она была продана за скромные 45 фунтов.
В 2005 году полотно купили два дилера из Нью-Йорка, которые усомнились в его авторстве. Им показалось, что живопись могла принадлежать руке Леонардо. Чтобы это проверить, они отдают холст на реставрацию Диане Дуайр Модестини из нью-йоркского Института изящных искусств и приглашают оценить работу именитых искусствоведов.
В 2011 году картину выставила Лондонская национальная галерея. Это стало своего рода доказательством того, что она написана Леонардо да Винчи. В пользу этого говорят следующие доказательства.
Есть мнение, что картина была написана учеником да Винчи, Бернардино Луини. Мастер лишь доработал ее. В качестве доказательства приводится статичная поза Иисуса анфас. Леонардо всегда старался придать герою динамичность, живость, поэтому менял положение его тела в пространстве. «Спаситель мира» лишен этой особенности.
Смущает искусствоведов и многочисленные исправления, которые были внесены в картину за время ее существования. В XVII веке Христу пририсовали усы и бородку, чтобы сделать его лицо менее женственным. Позже холст не раз реставрировали, и разобраться где истина, а где ложь стало сложно.
Даже французский историк искусств Жак Франк, который разгадал секрет техники миланского живописца, утверждает, что «Сальватор Мунди» написал ученик. Но все это не помешало полотну стать самым дорогим в мире.
Итак, Лондонская галерея признала авторство Леонардо да Винчи, а в 2013 году старейший аукционный дом Sotheby's продает «Спасителя мира» швейцарскому арт-дилеру Иву Бувье за 80 млн долларов. Бувье не стал долго держать у себя картину с сомнительным провенансом или историей и перепродал ее русскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву уже за 127,5 млн долларов. Миллиардеру не понравилось, что на нем решили заработать внушительную сумму. С этого момента начались судебные тяжбы между Бувье и Рыболовлевым. Картина, наделавшая много шума, снова отправляется на торги.
«Сальватором Мунди» занялся аукционный дом Christie's в 2017 году. Чтобы продать картину, была выстроена масштабная маркетинговая работа. Полотно выставляли в разных странах, называли его «Второй Моной Лизой», снимали о нем фильмы, в которых повествовали о его высшем религиозном смысле.
После этого «Спасителя» выставляют на аукционе. По логике он должен оказаться в аукционе, посвященном старым мастерам. Но Christie's определил картину в тему «Послевоенное и современное искусство», которая больше привлекала богатых людей, не сильно разбирающихся в живописцах эпохи Возрождения.
Торги длились 19 минут. Начальная ставка составила 90 млн долларов. В основном было два претендента на полотно, которые быстрыми темпами поднимали его стоимость то на 2 млн долларов, то на 10. Когда раздался звук молотка, говорящий об окончании торгов, сумма достигла отметки в 450 млн долларов.
Владельцем «Спасителя мира» стал наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед ибн Салман. Есть также мнение, что работу купил департамент культуры Абу-Даби.
В 2019 году в прессе прозвучала новость, что полотно пропало. За два года полотно нигде не выставлялось, сотрудники эмиратского Лувра Абу-Даби, для которого и приобреталась живопись, говорили, что в музее ее нет.
Позже появилась информация, что «Сальватор Мунди» хранится на частной яхте наследного принца. Точность сведений под вопросом. Главная арт-интрига века продолжается. Будем надеяться, что вскоре картина будет представлена широкой публике и полюбоваться ею сможет каждый желающий.
Удивительно, как картина, написанная более 500 лет назад, вызвала такой ажиотаж. Но имя Леонардо да Винчи магически действует на ценителей живописи и искусствоведов. В музеях хранится около 15 его работ, поэтому любая новая работа мастера априори вызывает широкий интерес. Возможно, это послужило одной из причин того, что за «Спасителя мира» отдали почти полмиллиарда долларов. Какая картина сможет перешагнуть эту отметку, покажет время.
Картина упаковывается в красивый тубус, поверхность и цвет очень похожи на красивые подарочные коробочки, которые Вы могли видеть в магазинах упаковки подарков.
Холст натягивают на деревянный каркас (обычно сосновый). Картину затем необходимо установить в раму.
Некоторые картины в современном стиле можно натянуть на подрамник, таким образом чтобы работа была и на торцах. При таком виде натяжки картину рекомендуют размещать в интерьере без рамы.
Курьер доставит картину, натянутую на подрамник и установленную в раму. Если Вы не смогли подобрать раму из нашего небольшого ассортимента, рекомендуем обратиться в ближайшую багетную мастерскую.