Русская живопись 17 века: картины и художники

Внешняя политическая деятельность России 17 столетия была направлена на развитие торговых и культурных отношений с европейскими странами и ближнем зарубежьем. На русскую живопись 17 века сильное влияние оказывали два основных фактора: централизованное управление, исходящее от Оружейной палаты, и культурная жизнь европейского общества. Москва стала центром, определяющим направление развития всех видов искусства, в то время как художественные школы провинциальных городов оставались приверженцами старых критериев.

Русские художники 17 века и их картины – творчество Симона Ушакова

Русская живопись 17 века: картины и художники

Симон Ушаков «Богоматерь Владимирская»
Источник фото: rusmuseumvrm.ru

Первые произведения живописца, настоящее имя которого было Пимен, посвящены иконописи, библейским мотивам, ликам святых. Художника воспринимали как связующее звено между старым и новым направлением, а его имя упоминалось в одном ряду с древнерусскими мастерами живописи – Дионисием и Андреем Рублёвым. Пимен любил рисовать с детства, а уже в 22 года стал носить звание царского иконописца, дающееся исключительно именитым художникам.

Наиболее знаменитые всему миру русские картины 17 века Пимена (Симона) Ушакова:

  • «Богоматерь Владимирская» 1652 г. – самая ранняя икона, написанное Ушаковым;
  • «Архиерей Великий» 1657 г. На иконе живописец изобразил Иисуса в человеческом образе с живыми эмоциями, что противоречило церковным законам в области искусства;
  • «Спас Нерукотворный» 1658 г. Зритель видит мудрый, чистый, всепрощающий взгляд. Этой иконе до сих пор ежегодно поклоняются тысячи прихожан;
  • «Владимирская икона Божией Матери». Библейский сюжет 1662 г. считается образом «умиления», передаёт любовь младенца Христа и нежную грусть Богоматери;
  • «Древо Государства Российского» 1663 г. На иконе изображены лики Московских святых на ветвях дерева, а центральное место занимает образ Божьей Матери Владимирской;
  • «Семь смертных грехов» – стенописная гравюра, выполненная в 1665 г.;
  • «Тайная вечеря» 1685 г. – последнее творение художника.

Из-под его руки выходили лики святых, впервые наделённые человеческими чертами. В этом искусстве не было ему равных. Будучи талантливым реставратором, Пимен восстанавливал росписи Грановитой палаты, Успенского собора и других храмов. Его заказчиками были знатные люди, в том числе и царь Алексей Михайлович.

Русская живопись 17 века – картины и художники иконописцы

Русская живопись 17 века: картины и художники

Фёдор Зубов «Илья Пророк в деяниях»
Источник фото: yarwiki.ru

В 17 столетии происходит «обмирщение» живописи. Мирские образы выходят на первый план, смещая религиозную тему. Русские картины 17 века – иконы, гравюры, фрески и черновые зарисовки – отличаются сложностью детализации, а лики словно оживают. Плоскостность постепенно уступает место объёмности. Работы мастеров отличаются в зависимости от города. В Поволжье, например, преобладало монументальное и декоративное искусство. В иконах Устюга была явно видна тщательная проработка деталей.

Устюжский иконописец Фёдор Зубов был мастером утончённой живописи. Многие иконы, дошедшие до наших дней, подписаны им собственноручно с указанием даты. В 1653 году художник трудился в Московском Кремле, где писал иконы для иконостаса Успенского Собора. С 1656 по 1661 год он работал в Ярославской церкви Ильи Пророка.

В этот период Зубовым написаны иконы:

  • «Илья Пророк в деяниях»;
  • «Благовещение»;
  • «Святые пред иконой Богоматери Знамение» – совместный труд с братом Осипом.

Живописец талантливо и неподражаемо передавал духовность, непорочность образов, сложную гамму чувств через лики и жесты рук. В 1672 году мастером была написана икона «Илья Пророк в пустыне». Его произведения уже в то время впечатляли отличным знанием анатомического строения лица, умелым сочетанием многовекового наследия иконописи с новыми направлениями в живописи. Зубов, совместно с М. Ф. и А. М. Романовыми, первым написал настенную парсуну, открывшую дорогу современному портретному жанру.

Монументальная фресковая живопись

Русская живопись 17 века: картины и художники

Гурий Никитин и Сила Савин «Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея»
Источник фото: Википедия

Самый известный художник 17 века, создававший фрески и иконы, – Гурий Никитин. Характерные черты его живописи – отображение красоты русской природы, живость композиции, многолюдность сюжета с использованием не только первостепенных и второстепенных, но даже третьестепенных персонажей, написанных во всех подробностях. Он предпочитал расписывать всё пространство, отводя фону минимальное место. Данные особенности видны в произведении «Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея» 1681 г., написанном Г. Никитиным совместно с живописцем С. Савиным.

Самой строгой работой живописца признана роспись фресками Суздальского Спасо-Преображенского собора, законченная летом 1689 года.
Другие русские картины 17 века – росписи храмов с исторической атрибуцией:

  • Крестовоздвиженский собор в Тутаеве 1650-е годы;
  • Московская церковь Григория Неокессарийского 1668 г.;
  • Соборы Архангельский и Успенский в Московском Кремле 1660-е годы;
  • Успенский собор в кремле г. Ростов 1670 г.
Русская живопись 17 века: картины и художники

Гурий Никитин «Спас Вседержитель на престоле»
Источник фото: ar.culture.ru

Гурий Никитин обладал редкими способностями и даром, данным ему от Бога. Он умел объёмно мыслить, запечатлевать образы в движении. Ярким примером тому – икона «Спас Вседержитель на престоле» 1687 г. Христос полон царственного величия, необычайного спокойствия, беспристрастности, всевластия и силы. Пальцы правой руки сложены в жест, обозначающий благословение. На левом колене стоит раскрытое Евангелие, поддерживаемое рукой. Реалистично прорисована форма и поза стоп. Живость образу также придают одежды, ниспадающие лёгкими «вихрящимися» складками.

Среди лучших мастеров 17 столетия необычайным талантом выделялись живописцы из Ярославля, Костромы, Вологды и других российских городов: Дмитрий Григорьев, Севастьян Дмитриев, Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Иван Безмин, Кирилл Уланов.

2022-02-14 Русская живопись 17 века: картины и художники