Внешняя политическая деятельность России 17 столетия была направлена на развитие торговых и культурных отношений с европейскими странами и ближнем зарубежьем. На русскую живопись 17 века сильное влияние оказывали два основных фактора: централизованное управление, исходящее от Оружейной палаты, и культурная жизнь европейского общества. Москва стала центром, определяющим направление развития всех видов искусства, в то время как художественные школы провинциальных городов оставались приверженцами старых критериев.
Симон Ушаков «Богоматерь Владимирская» Источник фото: rusmuseumvrm.ru
Первые произведения живописца, настоящее имя которого было Пимен, посвящены иконописи, библейским мотивам, ликам святых. Художника воспринимали как связующее звено между старым и новым направлением, а его имя упоминалось в одном ряду с древнерусскими мастерами живописи – Дионисием и Андреем Рублёвым. Пимен любил рисовать с детства, а уже в 22 года стал носить звание царского иконописца, дающееся исключительно именитым художникам.
Наиболее знаменитые всему миру русские картины 17 века Пимена (Симона) Ушакова:
Из-под его руки выходили лики святых, впервые наделённые человеческими чертами. В этом искусстве не было ему равных. Будучи талантливым реставратором, Пимен восстанавливал росписи Грановитой палаты, Успенского собора и других храмов. Его заказчиками были знатные люди, в том числе и царь Алексей Михайлович.
Фёдор Зубов «Илья Пророк в деяниях» Источник фото: yarwiki.ru
В 17 столетии происходит «обмирщение» живописи. Мирские образы выходят на первый план, смещая религиозную тему. Русские картины 17 века – иконы, гравюры, фрески и черновые зарисовки – отличаются сложностью детализации, а лики словно оживают. Плоскостность постепенно уступает место объёмности. Работы мастеров отличаются в зависимости от города. В Поволжье, например, преобладало монументальное и декоративное искусство. В иконах Устюга была явно видна тщательная проработка деталей.
Устюжский иконописец Фёдор Зубов был мастером утончённой живописи. Многие иконы, дошедшие до наших дней, подписаны им собственноручно с указанием даты. В 1653 году художник трудился в Московском Кремле, где писал иконы для иконостаса Успенского Собора. С 1656 по 1661 год он работал в Ярославской церкви Ильи Пророка.
В этот период Зубовым написаны иконы:
Живописец талантливо и неподражаемо передавал духовность, непорочность образов, сложную гамму чувств через лики и жесты рук. В 1672 году мастером была написана икона «Илья Пророк в пустыне». Его произведения уже в то время впечатляли отличным знанием анатомического строения лица, умелым сочетанием многовекового наследия иконописи с новыми направлениями в живописи. Зубов, совместно с М. Ф. и А. М. Романовыми, первым написал настенную парсуну, открывшую дорогу современному портретному жанру.
Гурий Никитин и Сила Савин «Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея» Источник фото: Википедия
Самый известный художник 17 века, создававший фрески и иконы, – Гурий Никитин. Характерные черты его живописи – отображение красоты русской природы, живость композиции, многолюдность сюжета с использованием не только первостепенных и второстепенных, но даже третьестепенных персонажей, написанных во всех подробностях. Он предпочитал расписывать всё пространство, отводя фону минимальное место. Данные особенности видны в произведении «Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея» 1681 г., написанном Г. Никитиным совместно с живописцем С. Савиным.
Самой строгой работой живописца признана роспись фресками Суздальского Спасо-Преображенского собора, законченная летом 1689 года. Другие русские картины 17 века – росписи храмов с исторической атрибуцией:
Гурий Никитин «Спас Вседержитель на престоле» Источник фото: ar.culture.ru
Гурий Никитин обладал редкими способностями и даром, данным ему от Бога. Он умел объёмно мыслить, запечатлевать образы в движении. Ярким примером тому – икона «Спас Вседержитель на престоле» 1687 г. Христос полон царственного величия, необычайного спокойствия, беспристрастности, всевластия и силы. Пальцы правой руки сложены в жест, обозначающий благословение. На левом колене стоит раскрытое Евангелие, поддерживаемое рукой. Реалистично прорисована форма и поза стоп. Живость образу также придают одежды, ниспадающие лёгкими «вихрящимися» складками.
Среди лучших мастеров 17 столетия необычайным талантом выделялись живописцы из Ярославля, Костромы, Вологды и других российских городов: Дмитрий Григорьев, Севастьян Дмитриев, Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Иван Безмин, Кирилл Уланов.
Картина упаковывается в красивый тубус, поверхность и цвет очень похожи на красивые подарочные коробочки, которые Вы могли видеть в магазинах упаковки подарков.
Холст натягивают на деревянный каркас (обычно сосновый). Картину затем необходимо установить в раму.
Некоторые картины в современном стиле можно натянуть на подрамник, таким образом чтобы работа была и на торцах. При таком виде натяжки картину рекомендуют размещать в интерьере без рамы.
Курьер доставит картину, натянутую на подрамник и установленную в раму. Если Вы не смогли подобрать раму из нашего небольшого ассортимента, рекомендуем обратиться в ближайшую багетную мастерскую.