Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

Родился Федотов Павел Андреевич в 1815 году в Москве. Семья Федотова была успешной и уважаемой в узких кругах. Отец его был небольшим чиновником, а в прошлом - военным в отставке. В возрасте 11 лет по наставлению главы семьи, Павел был отправлен в Московский кадетский корпус, где у отца имелись хорошие знакомые. Отец не волновался за сына, ведь он был в надежных руках.

Спустя семь лет, в 1833 году, Федотов закончил обучение в кадетском корпусе, окончив его с самыми высокими ризалитами, и получил по окончанию обучения звание прапорщика. Но это не было смыслом его жизни, с самих ранних лет Павел Федотов очень сильно тянулся к живописи, зарисовывая свои первые наброски в раннем детстве, а, будучи кадетом, делал постоянные портретные наброски своих сокурсников. Спустя два года после окончания академии, Павел Федотов поступает в Академию художеств на вечерние занятия. Обучение ему дается очень легко и с каждым новым днем затягивает все сильнее и сильнее, раскрывая в Федотове большой интерес к бытовым сценам. В это время у будущего художника и начинают появляться на свет качественные первые работы, написанные акварелью: “Уличная сцена во время дождя”, “Автопортрет с семьей”, и т.д.

В 1844 году Павел Федотов ушел в отставку по своей военной линии и уже целиком начинает посвящать себя живописи. Отставка повлияла на Федотова очень сильно, даже своей основной жанр в живописи он решил немного подкорректировать и заострить свой взгляд только на обычных сценах и деталях обыденной жизни, отказавшись полностью от батальных сцен.

Время шло, и Павел Федотов продолжал свой путь в мире живописи, обучаясь постоянно новых знаниям и приемам. Так в 1846 году у художника появляется на свет его новая работа “Свежий кавалер”. Эта картина получила большую известность у критиков и, самое главное, была оценена ими и обычными зрителями. Следующие года Федотов продолжил работу, так на свет появилось еще несколько новых картин – это “Разборчивая невеста”, “Сватовство майора” и другие работы. Все созданные картины в последние два года получились очень высокого уровня, за что заслужили оказаться на выставке в Академии художеств в 1849 году. Эти картины были замечены среди остальных работ. Их выделили как зрители, так и критики за чувство достоверности после просмотра, за их легкий юмор, выразительность и особую манеру написания, присущую именно Павлу Федотову.

Одновременно с учебой и работой над новыми картинами, Павел Федотов подрабатывает в журнале “современник”, где работает над написанием иллюстраций в нем.

В 1850 году художник едет в Москву на деловую встречу, но вместе с тем именно после нее депрессия у художника стала расти еще сильнее. Постоянные проблемы с деньгами и нападки цензуры очень сильно сказывались на творчестве художника. У него наступил период застоя, когда в голову не приходили новые идеи, а вместе с тем не появлялось никаких новых работ. Однако художник смог себя перебороть и продолжил писать, но его душевное состояние очень сильно проявлялось в его работах. В его картинах “Анкор еще Анкор”, “Вдовушка”, созданных с 1850 по 1852 год, можно прочувствовать его душевное настроение, его растущий душевный надлом.

1852 год стал для художника последним годом в его творчестве. Долгая депрессия и поникшее эмоциональное состояние привели Федотова к расстройству в психике, с которым долгие месяца он пытался бороться, но, так и не сумев справиться, умер.

Умер Павел Федотов осенью 1852 в Санкт-Петербурге.

2019-07-03 Павел Андреевич Федотов (1815-1852)