Чем дальше вглубь веков уходит история, тем труднее датировать произведения живописи и определять их принадлежность кисти определённого автора. В книгах летописцев можно найти даты росписи знаменитых храмов и монастырей, но созданию отдельных икон никто не уделял особого внимания. Тем не менее некоторые картины русских художников 15 века с исторически подтверждённым авторством успешно дошли до наших времён.
«Димитрий Прилуцкий с житием» Источник фото: Википедия
Древнерусские иконы и росписи отличаются гармонией форм и цветовой гаммы, особой аккуратностью нанесения штрихов, тщательностью проработки композиции. Несмотря на простоту замысла, плоскостность изображения и оторванность от реального мира (мирской жизни), зритель явно видит сюжеты неторопливой беседы, сдержанность жестов, спокойствие и достоинство поз. На картинах 15 века русских художников в основном изображались лики святых, полностью погружённых в молитвы.
Русь в 15 веке является ведущей страной православного мира. Культура и искусство этого периода вносит в изображаемые образы новые оттенки – открытость души, непосредственность, смирение, прославление любви к Богу, достижение райского блаженства. Живопись и русские картины 15 века – это важный этап в истории развития национальной духовной культуры.
История донесла до нас всего несколько имён живописцев, работавших в то время. Самые известные иконописцы: Андрей Рублёв – московский иконописец, мастер монументальной и книжной живописи. Был причислен к лику преподобных. Роскошная фресковая роспись и иконы Благовещенского собора в Москве, которые создавал Рублёв, к сожалению, не сохранилась. Над произведениями в 1405 году, согласно древним летописям, трудились: Феофан Грьчин (иконописец), Прохор (или старец с Городца) и Андрей Рублев (монах, принявший постриг).
«Святая Троица» Источник фото: Википедия
К русским картинам 15 века самого молодого из этой троицы – мастера Андрея Рублёва – приписывают иконы:
«Святая Троица» Источник фото: artchive.ru
Византийский и русский живописец, мастер фресковой и монументальной живописи. Первые его работы приходятся на конец 14 века. В начале 15 столетия он вместе с Рублёвым и старцем из Городка расписывал Благовещенский собор. Изображения деисусного чина из иконостаса собора, приписываемые Феофану Греку:
«Одигитрия Смоленская» Источник фото: Википедия
Ранние работы Дионисия приходятся на конец 15 века, более поздние – на начало 16 столетия. Амвросий – русский художник и ювелир, мастер резьбы по дереву. Считается, что он стал одним из первых, кто подписывал свои произведения.
«Тайная вечеря» Источник фото: Википедия
Предположительно учитель и наставник Андрея Рублёва. Русские картины 15 века, которые искусствоведы склонны приписывать мастеру:
Однако по данным исследователей всё убранство собора, в том числе и праздничный ряд иконостаса с перечисленными иконами, погибло во время пожара 1547 года. Какие сведения достоверны – не известно.
«Феофан Грек, Симеон Чёрный и их ученики расписывают церковь Рождества Богородицы (миниатюра Лицевого летописного свода)» Источник фото: Википедия
Известный живописец 15 столетия. Предполагается, что он работал под руководством Феофана Грека и самостоятельных икон у него нет. Возможно, они не дошли до наших дней или не подтвердились при атрибуции.
Фреска «Лоно Авраамово» Источник фото: Википедия
Иконописный мастер, монах, сподвижник Андрея Рублёва. Расписывал Успенский Собор Владимирского Кремля. Самая известная русская картина 15 века этого мастера – фреска «Лоно Авраамово». Для этого же собора он создал несколько фрагментов на северной стороне жертвенника, написал иконы для иконостаса.
Персонажи на иконах всегда изображались бесплотными с округлыми лицами и маленькими изящными кистями рук, не знавших тяжёлого труда. Свободные широкие одежды без определённого кроя скрывали под собой фигуры, лёгкими многослойными складками ниспадали до самого пола. Из пластики тела прослеживается смиренно опущенные головы, внимательные благочестивое взгляды, сложенные в молитве руки. Полностью отсутствует куртуазность. Пейзажи и архитектурные объекты, присутствующие в замысле, упрощены до минимализма.
Русские картины 15 века являются светлыми, добрыми, озарёнными внутренним свечением шедеврами. Например, все иконы «Умиление», воспроизводимые различными иконописцами и живописцами, обладают певучестью и мягкостью, чувством гармонии. При взгляде на них у зрителя возникает чувство глубокого умиления – до слёз. Иконы, на которых мать с огромной любовью ласкает своего сына, относятся к одной из вершин древнего русского искусства.
В заключение – о многоцветности. Колорит – это душа русской иконописи, средство, позволяющее тонко и точно перечислить оттенки эмоций. Художник мог с помощью цвета передать и теплоту души, и доброту характера, и смиренность, и силу. Колористические традиции зависели от принадлежности живописца к определённой школе.
Картина упаковывается в красивый тубус, поверхность и цвет очень похожи на красивые подарочные коробочки, которые Вы могли видеть в магазинах упаковки подарков.
Холст натягивают на деревянный каркас (обычно сосновый). Картину затем необходимо установить в раму.
Некоторые картины в современном стиле можно натянуть на подрамник, таким образом чтобы работа была и на торцах. При таком виде натяжки картину рекомендуют размещать в интерьере без рамы.
Курьер доставит картину, натянутую на подрамник и установленную в раму. Если Вы не смогли подобрать раму из нашего небольшого ассортимента, рекомендуем обратиться в ближайшую багетную мастерскую.