• Главная
  •  
  • Статьи
  •  
  • Самый известный портрет Пушкина: история картины Ореста Кипренского

Самый известный портрет Пушкина: история картины Ореста Кипренского

Портреты Пушкина писали на холстах и рисовали на бумаге как при жизни, так и после смерти поэта многие художники. На протяжении более 200 лет менялись стилевые направления, техники исполнения и материалы. Изображения Александра Сергеевича приобретали то возвышенную романтичность, то неприступную серьёзность, то реалистическую достоверность. Портретные полотна были созданы М. Ромадиным ("Пушкин в Михайловском"), П. Кончаловским ("Пушкин, сочиняющий стихи"), Н. Ульяновым ("Пушкин за письменным столом"), а также В. Серовым, И. Айвазовским, В. Попковым, Ю. Оболенской, К. Петровым-Водкиным и многими другими. Однако самый известный портрет Пушкина написал О. Кипренский.

Описание самого известного портрета А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского

Портрет написан в 1827 году маслом на холсте размером 63х54 (см). Считается, что работа Ореста Адамовича Кипренского максимально точно раскрывает образ поэта, а изображение является наиболее достоверным из всех, когда-либо написанных. Мы видим на полотне привлекательное загорелое лицо поэта с пышной кудрявой шевелюрой и густыми чёрными бакенбардами. Широкий открытый лоб с едва намечающейся морщинкой, красивые дугообразные брови. Небольшие умные глаза серо-голубого цвета смотрят пытливо и сосредоточено. Прямой, достаточно длинный нос придаёт характерную особенность потомку Ганнибала, родством с которым Пушкин гордился. Полные фигурные губы сомкнуты.

Самый известный портрет Пушкина: история картины Ореста Кипренского

Орест Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
Источник фото: Википедия

На камерном портрете Александр Сергеевич изображён по пояс, его руки с изящными пальцами и блестящими удлинёнными ногтями скрещены на груди. Голова на пол-оборота повёрнута влево. Поэт одет в сюртук из дорогой ткани. На шее – атласный чёрный платок, завязанный небрежно, из-под которого выглядывает полоска воротничка белой рубахи. На правое плечо наброшен шотландский плед в красную и зелёную клетку, вторая половина которого неброской полосой проходит сзади левой руки. В глубине картины на возвышении стоит бронзовая статуэтка с лирой в руках.

История создания Орестом Кипренским самого известного портрета Пушкина

Портрет написан Кипренским по заказу близкого друга А. Пушкина, выходца из обрусевшей немецкой семьи прибалтийского баронского рода, поэта и издателя Антона Дельвига. "Сын лени вдохновенный", как охарактеризовал его Пушкин за неимоверную лень во время учёбы в Царскосельском лицее, был близок поэту как никто другой.

Также по просьбе Дельвига на полотне с правой стороны изображена Муза лирической поэзии, держащая в руках музыкальный инструмент лиру. Небольшая бронзовая статуя занимает место на постаменте, отведённом специально для неё. Символ вдохновения, поэзии и творчества говорит о том, что обычно подвижный, с ежеминутно меняющимся настроением Пушкин изображён именно в тот момент, когда его посетила Муза. Исчезла меняющаяся живость лица, уступив место сосредоточенности и недолгому спокойствию.

Сходство самого известного портрета Пушкина в исполнении О. Кипренского с поэтом

Воспоминания современников, живших в одно время с Александром Сергеевичем, могут отличаться эмоциональностью и субъективным мнением о поэте. Например, цензор Никитенко примерно в 1827 году писал про небольшой рост Пушкина и про то, что он не представлял собой ничего особенного, не было видно даже поэтического дара. Однако когда смотришь в его глаза, то видишь "лучи того огня, которым согреты его стихи, полные силы и чувства."

Адъютант Раевского Юзефович, встречавшийся с Пушкиным на Кавказе, вспоминает поэта подвижным, даже вертлявым, весело хохочущим, с чистыми глазами. В облике поэта было что-то близкое к африканскому типу, однако он однозначно не был безобразным (А. С. Пушкин написал стих "Юрьеву", в котором упоминал о себе, как о "потомке негров безобразном"). Черты его лица были приятны, а во всём облике прослеживалась светская манера заботы о себе.

В сентябре 1832 года писатель И. А. Гончаров увидел Пушкина в Московском университете. Наружность поэта показалась ему невзрачной. Однако глаза не остались без внимания. Писатель увидел в них "задумчивую глубину и ... благородство". Гончаров утверждал, что максимальное сходство с поэтом передаёт гравюра Уткина, сделанная с картины Кипренского.

Пытливый взгляд смеющихся глаз, прекрасную улыбку, очаровывающий голос, отмечали практически все современники в своих воспоминаниях. Даже в своём отрицательном описании, в основе которого лежит женская капризность и гордость, А. А. Оленина отмечала "ум ... в голубых... глазах его". Именно ей, красавице Анет, влюблённый поэт посвятил стихотворение, в котором назвал её "моею", чем вызвал шквал негодования у юной особы.

В самом известном портрете Пушкина, написанном Кипренским, именно глаза поражают своей красотой, скромностью и сдержанностью, живостью и пытливостью. Забыть их никак невозможно!

2023-12-11 Самый известный портрет Пушкина: история картины Ореста Кипренского