Когда Петербургская Академия художеств отправила Илью Ефимовича Репина на обучение в Италию и Францию, никто не мог предположить, что эта затея обернется скандалом в русском обществе. Камнем преткновения стала картина «Парижское кафе», которая увидела свет в 1875 году. Чем она возмутила живописцев XIX века и чем привлекает современных коллекционеров, узнаете из этой статьи.
В Париж Илья Репин приехал в 1873 году вместе с семьей. Ни город, ни люди, ни местная жизнь художнику не нравились, хотя через пару месяцев пребывания здесь неприятные впечатления о французской столице стали стираться из памяти. Вскоре Репин нашел себе мастерскую, по-другому взглянул на европейскую культуру и стал работать над «Парижским кафе».
Когда картина была готова, Илья Репин выставил ее на Парижской выставке. Подобное поведение было нонсенсом для общества русских художников. Участвовать в выставке живописцу, который выехал за границу, было запрещено. Нетрудно догадаться, как были возмущены соотечественники великого живописца.
Возмутительным было не только участие в выставке. Содержание картины также подверглось критике. Репину ставили в упрек отсутствие национальной темы. Художник, который написал эмоциональную картину «Бурлаки на Волге», вдруг демонстрирует богемную жизнь парижского общества, вызвал непонимание со стороны коллег и тех, кто интересовался живописью.
На создание «Парижского кафе» у Репина ушел год. Изначально, приехав в Париж, он хотел писать полотно «Садко». Но богемная жизнь французов, знакомство с творчеством Мане и других импрессионистов вдохновили живописца на совершенно другую работу.
Особенность «Парижского кафе» заключается в том, что она писалась с натуры. Репин нанимал моделей и с упоением создавал этюды с их участием. Правда, это было слишком дорогим удовольствием. Великий художник в письмах Третьякову постоянно жаловался на нехватку денег. Ему нередко приходилось выжидать момент, когда появятся средства и он сможет нанять очередную модель.
Репину позировали певица Анна Жюдик, художник Жан-Леон Жером, поэт Катюль Мендес и другие именитые люди Парижа. Разнообразие лиц придало картине историческую ценность — почти в каждой фигуре угадывается человек, который был хорошо известен французской богеме. За все время к «Кафе» было написано 12 этюдов, большая часть которых осталась за границей.
В 1875 году Репин выставил картину в Салоне. Но среди сотен других работ, полотно осталось не замеченным. У художника не было связей, благодаря которым его труд удостоился бы почетного места, а не затерялся под потолком, где сложно что-либо разглядеть. Через несколько дней «Парижское кафе» заинтересовало одного американца. Но сделка не состоялась, потому что художник запросил большую сумму.
Забрав полотно с выставки, Репин вносил в него изменения. Поверх главной дамы с зонтиком, которая выделялась гордым взглядом, он написал другую женщину, чей облик лишен гордости и чувства превосходства.
Почти 40 лет «Парижское кафе» пылилось в мастерской автора, заставленное другими его работами. В 1916 году его согласился купить Монсон, коллекционер из Швеции. Так картина оказалась в частных руках, и до 2011 года ее никто не видел. Именно в этом году ее выставили на продажу. В результате торгов «Парижское кафе» Ильи Репина стало одним из самых дорогих произведений живописи среди русских художников. За нее отдали более 7 млн долларов.
Эта картина метко и четко передает атмосферу ночной жизни Парижа того времени. Сюжет лишен символизма и деталей со скрытым смыслом. Вся сцена правдива и точна, словно вырванный из киноленты кадр.
Первый план открывает образ женщины с зонтиком. Она сидит за столиком одна, привлекая к себе внимание. На нее недвусмысленно смотрит мужчина за соседним столом. Смелость героини сюжета появиться в обществе без сопровождения мужчины заставляет обернуться еще одного посетителя кафе. Его мы видим справа. Он идет под руку с зевающим знакомым и бросает на кокетку удивленный взгляд.
Задний план открывает вид на завсегдатаев кафе, которые заняты своими делами. Среди них мы видим людей разных возрастов и настроений. Понаблюдав за ними, начинаешь понимать нравы парижского общества, которые правили балом больше века назад.
«Парижское кафе» — достойный пример живописи, рассматривать которую можно часами, любуясь каждым штрихом и деталью.
Картина упаковывается в красивый тубус, поверхность и цвет очень похожи на красивые подарочные коробочки, которые Вы могли видеть в магазинах упаковки подарков.
Холст натягивают на деревянный каркас (обычно сосновый). Картину затем необходимо установить в раму.
Некоторые картины в современном стиле можно натянуть на подрамник, таким образом чтобы работа была и на торцах. При таком виде натяжки картину рекомендуют размещать в интерьере без рамы.
Курьер доставит картину, натянутую на подрамник и установленную в раму. Если Вы не смогли подобрать раму из нашего небольшого ассортимента, рекомендуем обратиться в ближайшую багетную мастерскую.