Картины, приобретённые П. М. Третьяковым

Павел Михайлович Третьяков – представитель русского московского купечества. Свою жизнь он посвятил предпринимательству, меценатству, коллекционированию произведений живописи. Основатель знаменитой на весь мир Третьяковской галереи. При его непосредственной материальной поддержке творили и развивались молодые таланты, а также оттачивали и совершенствовали мастерство именитые живописцы. При жизни в коллекции Третьякова насчитывалось почти 3500 полотен, занесённых в каталог.

Первые картины, приобретённые Третьяковым

Коллекцию живописи, принадлежащей кисти русских художников, Павел Михайлович начал собирать в 1850-х годах. Он сразу же обозначил цель коллекционирования – передать произведения искусства городу, сделать их достоянием народа. Начало коллекции положили два полотна, купленные купцом предположительно в 1856-м году. Дата долгое время подвергалась сомнениям, изучениям, экспертизам, но точного подтверждения так и не получила.

Картины, приобретённые П. М. Третьяковым

Стычка с финляндскими контрабандистами
Источник фото: Википедия

Первая картина, приобретённая Третьяковым, написана в 1853-м году. Используется три её названия, одно из которых "Финляндские контрабандисты". Автор – Василий Григорьевич Худяков. Была приобретена Павлом Михайловичем 10 мая 1856 за 450 рублей, именно тогда им была получена расписка от художника о получении задатка, а остальные деньги были переданы позже. Эту дату и стали считать днём "рождения" галереи. На полотне изображена сцена задержания русскими пограничными стражниками контрабандистов, готовящихся к переправе нелегальных грузов.

Вторая приобретённая картина "Искушение" была написана приверженцем жанровой живописи, художником Николаем Шильдером. На ней изображена старая тёмная комнатка и три женские фигуры: молоденькая белошвейка, её мать, лежащая при смерти за приоткрытыми шторами, и коварная сводня, пытающаяся свести девушку с явно не подходящей для неё кандидатурой. Полотно было предоставлено автором без рамы ввиду трудности перевозки по предварительному согласованию с Третьяковым.

Русская школа живописи в коллекции Третьякова

Предприниматель интересовался искусством художников передвижников, посещал выставки, много путешествовал как по России, так и по Европе. Однако он умел разглядеть и в молодых мастерах, только начинающих писать картины, будущих великих живописцев. Он видел талант на интуитивном уровне, а также благодаря уже полученному опыту. Постепенно сформировалась ещё одна цель – собрать коллекцию в последовательном, естественном ходе жизни, вплоть до произведений древнерусского искусства.

Приобретённые Третьяковым картины с Первой Передвижной выставки, которая проходила в 1871-м году:

  • А. Саврасов "Грачи прилетели", "Лосиный остров в Сокольниках";
  • Лев Каменев "Туман. Красный пруд в Москве осенью". Туман молодого автора обладает образом волшебника и обманщика одновременно. Он закутал землю, свежей влагой наполнил воздух. Им хочется дышать полной грудью. Скупые лучи солнца едва пробиваются сквозь вязкую пелену и подсвечивают монохромное изображение;
  • В. Перов "Рыболов" и полотно "Охотники на привале";
  • Иван Шишкин "Сосновый бор". Природу бескрайних российских просторов живописец считал неотделимой от русских людей, их интересных и сложных судеб, повседневного быта. На картине написан высокий, могучий мачтовый лес в таком виде, какой он есть, без прикрас – глухие непроходимые заросли, ручей с тёмной водой и каменистым дном.
  • Иван Крамской "Русалки". На полотне – берег реки в таинственном свете луны, которую художник долго старался "поймать" и ему это удалось. На поваленном дереве и среди коряг сидят юные утопленницы в белых саванах, превратившиеся в русалок. Их волосы распущены. Они бледны и печальны. Слева виден лесной бурелом, а на пригорке – единственные живые огоньки ветхого домика.

На этой же выставке Третьяков приобрёл написанные Крамским портреты современников М. Клодта и А. Васильева, "Портрет драматурга А. Островского", написанный В. Перовым, и другие замечательные работы.

Картины, приобретённые Третьяковым на других выставках и в мастерских

Галерея пополнялась постоянно. Основатель коллекции с удовольствием приобретал полотна И. Репина, так как высоко ценил его талант. Любил коллекционер и творчество других одарённых живописцев.

Картины, приобретённые П. М. Третьяковым

Боярыня Морозова
Источник фото: Википедия

В процессе коллекционирования у него появились работы:

  • В. Сурикова "Боярыня Морозова" и другие исторические картины;
  • И. Репина "Крёстный ход в Курской губернии";
  • В. Боровиковского "Портрет М. И. Лопухиной";
  • А. Иванова "Понтийские болота", "Ветка";
  • А. Венецианова "На жатве. Лето".

Среди картин, приобретённых Третьяковым, – полотна Щедрина, Коровина, Брюллова, Васнецова, Васильева, Пукирева и многих других знаменитых художников, живопись которых имеет большую значимость и ценность для русского культурного наследия.

2022-09-14 Картины, приобретённые П. М. Третьяковым